#почитать #книги
Метафора — необходимый инструмент всякого писателя. И, пожалуй, более других в этом инструменте нуждается автор, пишущий в фантастическом жанре. С помощью метафоры писатель помогает читающему прочувствовать события, которые еще не произошли или, возможно, никогда не произойдут. Метафора работает там, где оказывается бессильным внутренний взор разума.
В зарубежных рецензиях и аннотациях о Теде Чане нередко отзываются как об авторе «твердой» sci-fi, предпочитающем оперировать исключительно положениями современных научных концепций и витиеватой терминологией. Мне это упрощение представляется странным: Чан как хороший писатель умеет преподнести научно-фантастические детали через красивый поэтический образ.
Первым свидетельством его умения для меня стало стилизованное под восточную притчу произведение о свободе воли путешествующего во времени — «Купец и волшебные врата». А «Выдох» в этой мысли укрепил. Не знаю почему, но финальные строки «Выдоха» напомнили о прекрасной метафоре бессмертной души, закрепленной Буниным в рассказе «Легкое дыхание». Хроника расширяющейся Вселенной записана в продолжительном выдохе — череде кажущихся бесконечными фазовых переходов, которые конструируют, творят жизнь на своем долгом пути.
Восхитительно красиво выписана Чаном проблема самопознания. Главный герой, представитель странноватой механизированной расы, пытается найти в себе отголоски того самого космического «выдоха» — невидимые колебания воздуха, составляющие физическую основу каждого индивида. Понятно, откуда Чан черпает вдохновение: на ум тотчас приходит декартово «Рассуждение о методе». В этом трактате выдающийся французский математик и философ сначала устанавливает собственный рационалистический метод, а затем с его помощью пытается установить место и устроение человеческого сознания.
Я не сомневался, что Тед Чан — талантливый фантаст, но «Выдоха» я и не догадывался, что он может быть писателем-романтиком!