#почитать
Кто-то должен подсказать Энди Вейеру идею подать заявку в Нобелевский комитет на соискание премии по физиологии и медицине. За что? За заметный вклад в научное изучение бессонницы. Автор остановился в шаге от изобретения универсальной «пилюли» от этого скверного недуга. Меня, во всяком случае, его книга стабильно усыпляла каждый вечер. Стоило пробежать глазами две-три страницы нелепой «марсианской» робинзонады, как глаза сами собой начинали слипаться.
Не термины или якобы научная составляющая вырубали меня, словно мощные седативные препараты, — тоску и сонливость приносил собой в мешке неинтересный, бледный авторский текст. Дневниковую форму художественного текста и без того не назвать динамичной, способной поддерживать бодрый повествовательный темп. Ну а если текст вдобавок напичкан неуемными и плоскими, как марсианское плато, остротами главного героя, то продираться через него приходится, натягивая веко на спичку — как парус на фок-мачту.
Поставь в один ряд Марка Уотни (ГГ) со, скажем, лемовским командором Пирксом — и сам собой напросится вывод: последние полвека литературная «космонавтика» сильно сдала. Не в последнюю очередь это касается личных качеств космоходцев. Выдержка и спокойствие, свойственные космическим путешественникам в произведениях классиков, в характере Уотни заменяются восторженным идиотизмом и сменяющими его истероидными перепадами настроения, когда что-то идет не так. Типичный Марк: «Я молодец и поэтому не умру… Ой, нет! Я кретин, поэтому теперь уж точно умру».
Заинтересовать читателя необычной ситуацией (одинокий выживатор на Марсе) автору также не удается. Почему? В романе «Марсианин» Красная Планета не просто выполняет роль шаблонной декорации, ее как будто вообще не существует! С таким же успехом Уотни мог выживать и где-нибудь в отдаленной безлюдной точке земшара, правда, в этом случае история бы получилась совсем беззубая. Вспомните рассказ Лема (на минуточку, рассказ, а не роман!) «Ананке» — насколько емко и старательно там автор изобразил неприглядный «портрет» Красной Планеты. Марс как великая обманка для всего человечества. Хитроумный имитатор, тревожащий мысли людей загадочными каналами и возможными остатками былых цивилизаций; с унылыми мертвыми равнинами и изъеденными пылевыми бурями скалами, раскинувшимися под землисто-ржавым небом. Но у Энди Вейера Марс – это просто далекий полигон, на котором Марку Уотни нужно как-то продержаться три года, давясь картошкой, выращенной на собственных фекалиях. 2/5
P. S. Касаться технических деталей не стану, все же не настолько подкован. Однако на мой вопрос, каким будет исход, если попробовать в закрытом помещении разложить гидразин на составляющие, а затем воспламенить избыток водорода, друг-химик ответил так: «Еще прежде, чем тебя вместе с помещением разнесет на куски, ты получишь смертельное токсическое отравление легких».